Вред электромагнитного излучения для здоровья детей (сотовая связь)
здоровье детей и сотовая связь

5 декабря 2016

Мало кто задумывается о вредном воздействии электромагнитных полей сотовой связи на организм человека. Из-за многосторонних внешних угроз (загрязненный воздух, вода, малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание) люди мало задумываются о "новом" факторе, который появился вокруг нас совсем недавно. В настоящее время проводится множество исследований во всем мире в области установления негативного долговременного влияния электромагнитных волн СВЧ диапазона на организм человека.

К сожалению, результаты данных исследований практически не афишируется из-за масштабного лоббирования систем мобильной связи или представляются малоинформативные данные из этих исследований. Оно и понятно, гигантам-операторам нужно зарабатывать деньги, а государствам получать налоги. В ряде стран пытаются обеспечить паритет между размещением источников радиоизлучений и размещением жилых и социальных объектов, учитывая интересы безопасности населения и бизнеса. В ряде стран на это вообще не обращают никакого внимания.

В статье приведу информацию о негативном влиянии ЭМП мобильных телефонов на организм детей школьного возраста.

С 2006 г. по настоящее время в России проводится уникальное долговременное исследование изменений психофизиологических показателей детей (более 3,5 тыс. детей и подростков) в реальных условиях пользования сотовыми телефонами (Н.И. Хорсева, Ю.Г. Григорьев). Исследования набрали большую статистику. Полученные данные позволили установить нормативные границы изменения психофизиологических показателей для возрастных групп от 4,5 до 18 лет.

Авторы долговременного исследования учли ряд требований при организации и проведении мониторинговых психофизиологических исследований детского контингента для выяснения воздействия именно излучения сотового телефона, поэтому стояла задача минимизировать влияние других внешних факторов.

  • Во-первых, проживание и обучение в одном и том же районе, поскольку психофизиологические показатели могут существенно отличаться у лиц, проживающих в районах с различной экологической обстановкой.
  • Во-вторых, дети должны обучаться по одним и тем же образовательным программам. Кроме того, необходимо обязательно учитывать возможность посещения ребенком коррекционно-развивающих занятий, так как они предусматривают изменение тех или иных параметров в сторону их улучшения, например, показателей внимания и памяти, устранение логопедических затруднений в речи и письме и пр.
  • В-треть- их, подбор методик для диагностики должен отвечать следующим требованиям:
    • методы регистрации психофизиологических показателей должны быть неинвазивными,
    • тесты должны выполняться без видимых усилий даже детьми старшего дошкольного возраста и не вызывать утомления, не быть длительными по времени, но позволить изучить возрастную динамику их изменений и комплексно оценить возможные изменения психофизиологических показателей при использовании ребенком сотовой связи.
    • Диагностика должна быть осуществлена только с письменного согласия родителей или официальных опекунов ребенка, а полученные результаты должны носить конфиденциальный характер с исключением возможности их передачи третьим лицам, т.е. должны быть переданы только лично в руки родителям (официальным опекунам).

Для проведения сравнительной оценки удалось обеспечить главное условие - контрольная группа детей, не пользующаяся сотовыми телефонами (и не пользовавшиеся ранее), но находящихся в основной группе, соответствующей им по возрасту. Для детей зарубежных стран данное исследование провести практически невозможно, так как мобильные аппараты имеют практически все школьники.

Сотовый телефон и здоровье человека и ребенка

Исследования организованы на базе одного российского учебного заведения. В исследованиях участвуют заинтересованные лица Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Государственный научный центр — Институт биофизики М3 РФ (в настоящее время Государственный научный центр РФ — Медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России).

С января 2007 г. была начата комплексная диагностика нейродинамических особенностей детей, которая включала психофизиологические показатели, неиропсихологический статус и уровень развития речи, а также анализ анамнестических и анкетных данных. Психофизиологические показатели регистрировали с помощью автоматизированного рабочего места психофизиолога, они включали: характеристики нервной системы (сила-слабость, лабильность); состояние зрительного анализатора (скорость простой зрительно-моторной реакции при бинокулярном и монокулярном предъявлении светового сигнала, острота зрения при ближнем видении, скорость зрительного различения); слухового анализатора (скорость простой слухомоторной реакции при стерео- и монопредъявлении звукового сигнала, динамика простой слухомоторной реакции — выявление уровня нарушения фонематического восприятия); определение степени утомления и работоспособности, уровня развития когнитивных процессов (внимания — продуктивность и точность, памяти — точность и время выполнения задания). Кроме того, определялся уровень развития двигательных навыков ребенка (мелкой моторики руки). Проводилось анкетирование детей с целью выяснения режима пользования мобильной связью, компьютером, плеером. Полученные данные сопоставляли с данными анкетирования их родителей по тем же самым параметрам. Кроме того, контроль за продолжительностью использования сотовых телефонов детьми осуществлялся при помощи встроенных счетчиков времени разговора, индивидуально для каждого ребенка-пользователя. Однако оценить истинную энергетическую нагрузку и суммарную дозу каждого ребенка не представляется возможным, поскольку сотовые телефоны работают в режиме динамического излучения ЭМП. Проведя анализ полученных результатов по времени пользования сотовой связью каждым ребенком, были условно разделены участники мониторинга на две группы.

  • Первая группа включала детей, которые использовали сотовый телефон менее 10 мин/день,
  • Вторая — более 10 мин/день (последние нами были условно названы «активными пользователями»).

Необходимо отметить, что большинство детей, использующих сотовый телефон менее 10 мин/день, разговаривали по телефону менее 5 мин (87,9% из числа обследованных) и только 12,3% разговаривали от 6 до 9 мин/день.

В период с января 2007 г. по апрель 2011 г. было обследовано 225 детей (5-13 лет), из которых 133 ребенка находятся под наблюдением более 2 лет, 37 — 3 года, 17 — 4 года и 15 — 5 лет. Контрольная группа — 67 детей, тестовая (дети-пользователи) — 158. На 2012 г. эти дети продолжают находиться под наблюдением уже шестой год. Следует отметить, что за время мониторинга тестовые и контрольные группы претерпели некоторые изменения. Поскольку наличие сотового телефона в группе сверстников определяет некий «статус», число детей тестовой группы постепенно возрастало.

Были получены следующие функциональные изменения у детей — пользователей СТ, которые рассматриваются авторами как предварительные.

  1. Увеличение времени реакции на звуковой сигнал выявлено у 66,7% детей тестовой группы. Однако эффект замедления динамики простой слухо-моторной реакции как при стерео-, так и при монопредъявлении звукового сигнала проявлялся только при достижении определенного суммарного времени пользования ребенком мобильным телефоном: для детей 7 лет оно составило 360 мин, 9 лет — 750 мин.
  2. Изменение показателя работоспособности выявлено в 50,7% случаев, из них у половины детей-пользователей было получено выраженное снижение работоспособности до нижней границы нормы.
  3. В 39,7% случаев установлено увеличение показателя утомления, причем в 30% случаев эти изменения авторы относят к существенным.
  4. Зарегистрировано ухудшение когнитивных процессов, а именно снижение показателей «продуктивности» (14,3%) при выполнении теста «устойчивость произвольного внимания» и точности (19,4%) и/или увеличение времени (30,1%) при выполнении теста «смысловая память».

Хотя в большинстве случаев выявленные изменения психофизиологических показателей находятся пока в пределах возрастных норм, установлено устойчивое снижение показателей с высоких величин до нижней границы нормы (работоспособность, показатели произвольного внимания и смысловой памяти, времени простой слухо- и зрительно-моторных реакций).

Анализ индивидуальных изменений психофизиологических показателей детей — пользователей СТ позволил выявить некоторые особенности «физиологического ответа» на воздействие электромагнитного излучения радиочастотного диапазона, и в первую очередь со стороны слухового анализатора.

Было зарегистрировано увеличение числа нарушений фонематического восприятия практически у всех детей — пользователей сотовой связью: выраженность этих изменений была тем выше, чем больше суммарное время пользования.

Однако в 79,3% случаев число нарушений фонематического восприятия возрастало на стороне, противоположной от воздействия: если ребенок чаще подносил трубку к правому уху, то изменения отмечены слева, и наоборот. Ипсилатеральный эффект (по месту воздействия) отмечен только в 17,4% случаев. Однако с увеличением ежедневного времени пользования телефоном частота проявления ипсилатерального эффекта (по месту воздействия) возрастает, в частности, его выраженность выше для детей 7-летнего возраста, чем для детей 8 лет. Можно сделать предположение, что проявление данного эффекта может быть связано с анатомическими особенностями черепной коробки детей 7-10 лет и диэлектрическими характеристиками тканей головного мозга детей, что влияет на глубинное проникновение ЭМП РЧ в ткани головного мозга детей.

Пропуски звуковых сигналов могут свидетельствовать о достаточно серьезных нарушениях восприятия невербальных (звуковых) сигналов. Ранее было показано (Хорсева Н.И., 2004), что более одного пропуска сигналов часто встречаются у детей с достаточно серьезными речевыми нарушениями. Однако, по данным комплексной диагностики, включая логопедическое обследование, у детей — пользователей СТ задержки речевого развития не выявлено, однако увеличивалась частота проявления ошибок в речи и на письме (вместо одной буквы ребенок пишет другую, часто путая их но звонкости — глухости: д — т, з — с и т.д.).

Аналогичные результаты были получены в Индии (Randa N., Jain R., Bakshi J., 2007). Исследования показали, что в случае регулярного использования сотового телефона больше 1 ч в день в течение более 4 лет отмечается нарушение функции звукового анализатора: снижение восприятия высокочастотных звуков (s, f, h, t, z) — нарушение фонематического восприятия. Оно приводило к трудностям в определении этих звуков, в понимании отдельных слов, в которых присутствовали эти буквы («высокочастотная глухота»).

Работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения, на базе которого проводится мониторинг, уже дала первые результаты.

  • Во-первых, большинство родителей стали ограничивать время пользования мобильной связью детьми, используют SMS-сообщения, нередко стали отказывать ребенку в приобретении сотового телефона, мотивируя это его вредностью.
  • Во-вторых, дети перестали носить телефон на груди на шнурке, а кладут его и портфель, в ранец.

Учитывая результаты этого исследования, можно сделать вывод, что опасность для здоровья детей — пользователей сотовых телефонов — реальна.

Помимо использования мер предосторожности при пользовании сотовыми телефонами, имеет смысл рассматривать экранирующие материалы в качестве средства защиты от воздействия электромагнитных полей широкого диапазона частот. Из экранирующих материалов можно изготавливать чехлы для телефонов, использовать их в качестве подложки к повседневной одежде.

Полный текст можно прочесть в работе Ю.Г. Григорьева и О.А. Григорьева "Сотовая связь и здоровье. Электромагнитная обстановка. Радиобиологические и гигиенические проблемы. Прогноз опасности". Москва. Экономика. 2016.

Подробное описание исследования находится в монографии Ю.Г. Григорьева, Н.И. Хорсевой «Мобильная связь и здоровье детей», 2014).